Как из подсолнечного масла сделать олифу
Для создания покрытия на металлических и деревянных поверхностях совсем необязательно приобретать заводскую олифу. Её вполне возможно сделать своими руками из подсолнечного масла. При этом готовый к использованию состав имеет достойное качество и нежный, светлый цвет.
Необходимые инструменты и материалы
Для самостоятельного приготовления олифы следует воспользоваться чистым и быстровысыхающим растительным составом, без каких-либо посторонних примесей. Наилучший вариант — старое льняное масло с осевшими слизистыми веществами и отделённой водой.
В качестве материалов и инструмента следует подготовить:
- электрическую, керосиновую или газовую плиту;
- металлическую ёмкость требуемого объёма;
- ложку для помешивания;
- марлю;
- защитную одежду и перчатки;
- респиратор и очки;
- растительное масло.
Ускорить процесс высыхания позволяет введение в состав вспомогательных веществ. Лучше всего использовать с этой целью сиккатив, который является катализатором окислительной полимеризации растительного масла.
Пошаговая инструкция
Варочному процессу предшествует предварительная подготовка масла под воздействием высокотемпературного режима. Такая обязательная процедура очень эффективно выводит воду, а также способствует окислению примесей.
Технология изготовления олифы:
- Налить масло в ёмкость и греть на медленном огне до выделения пены.
- Варить смесь при температурном режиме 170 °C в течение 3–5 часов до полного испарения воды.
- Повысить нагрев до 270 °C.
- Отключить плиту после появления в составе тёмных хлопьев.
- Остудить и процедить обезвоженную смесь.
- Слегка нагреть состав, постепенно добавить сиккатив (соотношение 1:1). Важно помнить, что вводить вещество желательно медленно.
- После того как обильное выделение пены прекратится, выключить огонь. Готовую смесь охладить при комнатной температуре.
Такая олифа может использоваться для грунтовки поверхностей из древесины и металла, легко придаёт блеск старым предметам, а также часто применяется при разведении лакокрасочных составов.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!postroika.biz
Олифа своими руками из подсолнечного масла
Олифа
Когда пишут о растительном масле — говорят, что на нём вредно жарить, потому что оно при высоких температурах превращается в олифу. Чем вредна олифа — не очень понятно. Пока — статья о том, что такое олифа и как её готовят. Сейчас, конечно, проще готовую купить, в старину — варили сами.
В некоторых древних рецептах в состав олиф вводится янтарь и прочие смолы, но по современной классификации такие составы относятся к лакам.
Олифы (от греч. — мазь, масло) — плёнкообразующие вещества на основе растительных масел, подвергнутых термической обработке, либо алкидных смол. Олифы хорошо смачивают дерево и металл. Применяются в качестве защитных покрытий, пропиток, основы для натуральных красок, масляных красок и т.п.
Натуральная олифа практически полностью (по ГОСТ — на 97 %) состоит из натурального растительного масла (льняного, реже — подсолнечного, соевого или другого), оставшуюся долю занимает сиккатив. Масло в процессе производства может проходить термообработку с продувкой воздухом или без таковой. Олифа, полученная термообработкой без продувки, называется
Натуральная олифа имеет вид непрозрачной густой маслянистой жидкости чёрно-коричневого цвета со слабым запахом.
Льняная олифа
В старину изготовление олифы производили методом варки льняного масла, получалась олифа льняная. Для этого пригодна любая металлическая посуда и любой способ нагрева — газовая плита, керосинка. Льняное масло может воспламеняться, как вообще любое масло, поэтому при работе с ним следует соблюдать осторожность: заполнять сосуд маслом не более чем на половину объема и нагревать медленно.
Сначала масло выделяет воду (ее выделение прекращается только при 110— 120° С) , образуется пена, особенно если брать свежее льняное масло. Нужно следить, чтобы масло не поднималось выше 160° С. Через 3— 5 часов нагрева льняное масло полностью обезводится, и пена в нем больше образовываться не будет.
Тогда к нему можно начинать добавлять сиккатив (от лат. siccativus — высушивающий) — особые вспомогательные вещества, которые вводятся в масляные краски для ускорения процесса высыхания. В льняное масло сиккатив вводят, чтобы олифа быстрее высыхала.
Добавляют сиккатив по 30—40 г на каждый литр нагретого масла. Введение добавки бурно вспенивает массу, вводить сиккатив надо очень осторожно!, небольшими порциями. Готовую смесь греют еще несколько минут, а потом охлаждают.
Приготовление сиккатива
Для приготовления сиккатива (резината марганца) 100 весовых частей канифоли расплавляют при температуре 150° С. Затем в расплав небольшими порциями добавляют 5 весовых частей перекиси марганца. Эта масса тоже сильно пенится, поэтому каждую следующую порцию окиси марганца следует добавлять только после того, как спала пена от предыдущей добавки. Когда введение перекиси марганца закончено, температуру массы доводят до 190—200° С, после чего варят З-1—4 часа.
Чтобы установить, готов ли сиккатив, каплю массы наносят на стекло: если капля получается прозрачной, сиккатив готов.
В качестве сиккативов используются соединения металлов, таких как кобальт, свинец, марганец, железо, цирконий, литий, стронций. Содержание сиккативов в олифе очень незначительное. Их наличие ускоряет окисление масла за счёт того, что сиккатив активно поглощает кислород воздуха, который и идёт на окисление. Воздействие сиккатива на олифу не прекращается после высыхания, поэтому — покрытие быстро темнеет, становится хрупким. Состав сиккатива существенно влияет на скорость высыхания олифы, так, например, полиметаллические сиккативы дают скорость высыхания, в несколько раз большую монометаллических.
Олифа из подсолнечного масла
Олифа из подсолнечного масла будет хуже, чем из льняного, так как
Начинаем с постепенного подогрева масла до 280°С — обратите внимание — гораздо выше, чем для льняного масла. Когда в нем начнут образовываться густые темные хлопья, нагрев прекращают. Затем подсолнечное масло охлаждают, после чего фильтруют через сложенную несколько раз марлю.
К профильтрованному маслу добавляют сиккатив — по 20 г сиккатива на каждый килограмм масла.
Общая информация об олифе
Многие растительные масла под влиянием кислорода, света и теплоты, густеют на воздухе, а в тонком слое «высыхают», превращаясь в полутвердую массу. Это характерное свойство присуще тем растительным маслам, в состав которых входит жирная кислота, называемая линоленовой (льняномасляной).
Растительное масло в естественном виде, даже при большом содержании линоленовой кислоты, окисляется очень медленно. Чтобы ускорить высыхание, масло подвергают термообработке с добавлением в его состав соединений металлов (сиккативы). При нагревании в масле разлагаются вещества, замедляющие отвердение, а соли металлов обеспечивают более быстрое окисление. Таким образом получаются олифы — составы, которые в течение 6-36 часов (в зависимости от состава, технологии приготовления и применённых добавок) после нанесения на поверхность превращаются в твёрдую, эластичную плёнку. Большинство современных олиф имеет время высыхания порядка суток.
Исторически олифа применялась для покрытия и пропитки дерева, в качестве основного средства защиты деревянных изделий от влаги, гниения и древесных паразитов.
скачать программу бесплатно
В XX веке, когда появились другие средства защиты дерева, в том числе и более эффективные, применение олифы ограничилось покрытием внутренней деревянной отделки помещений и предварительным покрытием пористых поверхностей под последующую покраску (предварительное покрытие олифой улучшает прилипание краски и снижает её расход за счёт уменьшения впитывания в поверхность). Также олифа применяется в качестве основы для масляных красок, шпатлёвок.
Испытание льняного масла на подмесь канифольного
Смешивают в маленькой бутылочке, при обыкновенной температуре (не ниже 15° С), равные объемы испытуемого льняного масла и азотной кислоты (1,4 уд. веса), хорошо взбалтывают смесь около 1/2 минуты и дают устояться. По отделении масла от слоя кислоты замечаются следующие окрашивания.
Чистое льняное масло даст: верхний слой — светло-коричнево-бурого цвета; нижний слой — бесцветный.
Льняное масло с 5% канифоли даст: верхний слойсветло-коричнево-бурый и нижний слой — соломенно-желтый.
Льняное масло с 12% канифоли даст: верхний слой — темно-оливковый и нижний слойтемносоломенно-желтый.
Льняное масло с 50% канифоли даст: верхний слой — черноватый и нижний слой-светло-оранжевый.
stroyvolga.ru
Из чего делают олифу натуральную?
Олифа — жидкие пленкообразующие составы, представляющие собой продукты переработки растительных масел или жирных алкидных смол с добавками сиккативов для ускорения высыхания. Олифа предназначается для изготовления густотертых , готовых к употреблению масляных, алкидных красок, а также для разбавления этих красок и доведения их перед применением до рабочей вязкости. Некоторое применение олифа имеет для пропитки, грунтования деревянных поверхностей перед окраской.
Изготовление олифы
Для улучшения свойств олифы в них вводят канифоль, низкомолекулярные каучуки, другие добавки, этим и объясняется их название — «композиционные».
Поскольку растительные масла являются ценным пищевым сырьем, а свойства олифы как пленкообразователей не столь высоки, основными направлениями развития промышленности лаков, красок предусматривается замена олифы на более прогрессивные материалы.
Из чего делают олифу натуральную?
Натуральная олифа изготовливается путем термообработки (уплотнения) при температуре 270—280°С (с продувкой воздухом или без) высыхающих масел с добавлением сиккативов.
Для изготовления натуральной олифы используют льняное, конопляное и другие высыхающие рафинированные масла. В качестве сиккативов для натуральной олифы обычно применяют свинцово-марганцовые или марганцово-свинцово-кобальтовые линолеаты, а также нафтенаты. Полимеризацию масла осуществляют в стационарных стальных реакторах, оснащенных арматурой для введения жидких сиккативов.
Натуральная окисленная олифа получается уплотнением льняного, конопляного или другого высыхающего масла путем нагревания с продувкой воздухом в присутствии сиккатива.
Изготовление комбинированной олифы
Комбинированная олифа и олифа «оксоль» разных марок получают путем последовательного нагрева масла (высыхающего, полувысыхающего или их смеси), окисления масла продувкой воздухом при температуре 150—160°С в присутствии сиккатива до требуемой вязкости и разбавления уайт-спиритом до заданного содержания нелетучих веществ.
Изготовление касторовой олифы
Касторовую олифу изготавливают путем дегидратации и полимеризации касторового масла, с последующей этерификацией его глицерином (для снижения кислотного числа ниже 10) и растворения полученного препарированного масла в уайт-спирите с добавкой сиккатива. Касторовая олифа содержит ~46% (масс.) препарированного касторового масла, ~50% (масс.) уайт-спирита, ~4% (масс.) (в пересчете на металл) сиккатива — смеси линолеатов: свинца 1,4% (масс.), марганца 1,6% (масс.) и кальция — 1,0% (масс.).
Получение алкидной олифы
Алкидные олифы (глифталевую, пентафталевую и ксифталевую) получают путем разбавления соответствующих жирных алкидных смол определенной вязкости уайт-спиритом и введения сиккатива.
Изготовление прочей олифы
Прочие олифы готовят различными способами. Так, олифы каучуковые получают путем термической обработки подсолнечного масла и модификации его жидким каучуком марки СКДП-Н, разбавления уайт-спиритом и добавления свинцово-марганцевого сиккатива.
Синтетические олифы
Существует группа материалов, которые условно называют синтетическими олифами. Это различные побочные продукты нефтехимических производств, способные при высыхании образовывать пленки. Как правило, это низкокачественные материалы, которые, однако, можно использовать для неответственных работ, пропитки пористых поверхностей, временной защиты и т. д. К числу таких материалов относятся, например, полидиеновые олифы.
Из-за более низкого качества синтетических олиф по сравнению с натуральными в быту сформировалось отрицательное отношение ко всем синтетическим материалам как к неполноценным заменителям, суррогатам.
Поэтому химики, занимающиеся разработкой, изготовлением лакокрасочных материалов, должны на основе глубокого изучения свойств сырья объективно оценить его положительные, отрицательные стороны и дать потребителю рекомендации по применению, эксплуатации этих материалов. Потребители же должны четко следовать данным рекомендациям, поскольку синтетические олифы менее универсальны. Область применения синтетической олифы ограничена.
Введение сиккативов (сиккативирование) в олифы
В процессе получения олифы, необходимо вводить оптимальное количество сиккативов. При этом малое количество сиккатива может оказаться неэффективным для обеспечения необходимой скорости сушки, а избыточное количество сиккатива может не только не ускорить, но даже снизить скорость высыхании масла. Кроме того, использование сиккатива, включающего 2 или 3 металла (полиметаллические сиккативы), обеспечивает повышение скорости высыхания олиф.
На предприятиях маслобойно-жировой промышленности при изготовлении олифы используют чаще всего линолеаты свинца, марганца, кобальта.
Наибольшее применение в производстве олиф имеют осажденные нафтенатные сиккативы, как более экономичные по сравнению с плавлеными резинатами и линолеатами.
Скорость высыхания олифы
Скорость высыхания олифы определяется как качеством исходного сырья, так типом и количеством введенного сиккатива.
Олифа, содержащая полиметаллические сиккативы, имеет скорость высыхания значительно большую, чем олифа, содержащая монометаллический сиккатив. Например, при введении в льняную олифу свинцового или марганцового сиккатива она высыхает соответственно за 20 ч и 12 ч, а при введении свинцово-марганцового сиккатива — за 7,5 ч; при введении кальциевого сиккатива или свинцово–марганцово-кальциевого сиккатива льняное масло высыхает соответственно за 32 ч и 6 ч.
На высыхание олифы в значительной степей влияют температура, относительная влажность воздуха. При повышении температуры с 17 до 25 °С скорость высыхания олифы с кобальтовым сиккативом увеличивается в 1,3 раза, а с марганцовым— в 3.9 рази. Олифа, содержащая 0,05% (масс.) марганца, высыхает при относительной влажности воздуха 70%, вдвое быстрее, чем при 97%-ной влажности.
Смотрите также:chudoogorod.ru
Олифа своими руками » Полезные самоделки
Приготовление олифы натуральной.
Так как варка олифы требует специального котла и опасна в пожарном отношении, приводим способ приготовления олифы без варки. На 20 весовых частей льняного масла берется 1 часть глета (окиси свинца) и 1 часть свинцового сахара (уксуснокислой окиси свинца). Свинцовый сахар растворяют в небольшом количестве воды. При комнатной температуре потребуется 2 части воды, а если взять горячую воду, то значительно меньше. В раствор свинцового сахара добавляют половину глета и взбалтывают смесь. Оставшуюся дозу глета старательно растворяют с небольшим количеством льняного масла. Когда глет растворится в масле, доливают к нему остальное льняное масло и продолжают размешивать, затем доливают упомянутую выше смесь свинцового сахара и тщательно, около 2 часов, размешивают, после чего дают смеси отстояться. Масло всплывет наверх, а внизу отстоится вода с растворенными в ней свинцовыми солями. Тогда масло сливают и фильтруют через полотно. Получается светлая, прозрачная олифа, несколько более жидкая, чем вареная. Такая олифа всегда содержит в себе небольшое количество свинцовых солей, являющихся нежелательными для светлых красок и масляных лаков, так как свинец имеет свойство темнеть с течением времени. Объясняется это тем, что свинец соединяется с сероводородом. Чтобы удалить свинец из олифы, поступают следующим образом: берут 25%-ый раствор серной кислоты, вливают его в олифу и размешивают в течение получаса. Сначала олифа мутнеет и принимает молочный оттенок, но вскоре снова делается прозрачной, а свинцовые соли оседают на дно.
Суррогат олифы
100 частей казеина смешиваются с 10-15 частями мыльного раствора и 20-50 частями гашеной извести. Масса эта тщательно перемешивается, причем к ней постепенно добавляется 25-40 частей скипидара. Затем она разбавляется водой приблизительно до той же консистенции, какую имеет обыкновенная масляная олифа. Чтобы избежать осадка казеиновой извести, который образуется при продолжительном хранении, к ней добавляют немного нашатырного спирта. Продукт этот, будучи значительно дешевле обыкновенной масляной олифы, может, тем не менее, с успехом заменить ее. Он быстро сохнет. В смеси с краской он может употребляться для окраски зданий, деревянных стен и т.д. Высохший слой его не растворяется в воде. К тому же он очень хорошо держится и на металлических поверхностях.
Простая и недорогая краска для заборов
Для окраски заборов и т.п. прочным и в то же время недорогим является следующий состав. Готовят сухую смесь из 50 частей мела, 10 частей какой-нибудь краски (охры, умбры и т.п.), 10 частей квасцов, 25 частей декстрина и 5 частей мелко наструганного мыла. При употреблении приготовленную таким образом смесь распускают в холодной или теплой воде до требуемой густоты. Этой краской покрывают заборы и т.п. предметы. Такая краска очень хорошо сопротивляется сырости и другим атмосферным влияниям и отличается большой прочностью.
Краска для предохранения железа от ржавчины
Вместо обычного окрашивания железа масляными красками рекомендуется покрывать его красками (в состав которых должны входить белила), разведенными на скипидаре. Опыт показал, что первый способ значительно уступает последнему, так как скипидар с белилами гораздо лучше проникает в поры и скважины железа и поэтому несравненно совершеннее предохраняет его от порчи ржавчиной как на воздухе, так и в воде.
www.freeseller.ru
Делаем олифу из подсолнечного масла своими руками
Вопрос М. Кобеза, Ростовская область.
Прошу вас дать совет по изготовлению олифы натуральной из подсолнечного масла.
Олифа, сваренная из подсолнечного масла, как и олифы из других масел, при высыхании на какой-либо поверхности образует на ней эластичную пленку. При этом она самая светлая, поэтому более предпочтительна для малярных работ.
Олифу готовят либо холодным, либо горячим способами (во втором случае олифа дает более прочную пленку).
Подготовительная термообработка
Независимо от способа получения олифы подсолнечное масло необходимо предварительно подвергнуть термообработке, что требуется для обезвоживания масла и окисления содержащихся в нем красящих примесей. После охлаждения подготовленное масло фильтруют.
Как ведут термообработку? В железный котел заливают масло (3/5 объема котла) и нагревают. Желательно установить котел на открытом воздухе, соблюдая при варке противопожарные правила, так как не исключен перелив масла из котла или даже его выброс с последующим воспламенением. Уже при 80°С начинается обильное выделение пены. При 110…120°С наступает полное обезвоживание масла и пена уменьшается. При 150°С начинается окисление примесей и масло светлеет. В том случае, если пена не исчезает, увеличиваем температуру нагрева до 170…175°С, греем так масло в течение 3…5 ч, затем доводим температуру до 260…280°С, после чего из масла начинают выделяться густые коричневые хлопья. Теперь масло охлаждают и фильтруют через войлочный фильтр.
На основе подготовленного таким образом масла и варится олифа.
Варка собственно олифы
Холодный способ. Нагревают масло до 120…150°С и осторожно (при непрерывном помешивании) добавляют сиккатив. (Напомним, что сиккативы — вещества, служащие катализаторами окислительной полимеризации, то есть «высыхания» растительных масел. По химическому составу — это соли металлов, например, свинца, марганца, кобальта и др., и жирных кислот некоторых масел, смоляных кислот, канифоли и т.п. — Примечание редактора).
Для безопасности сначала смешиваем сиккатив (5…8% от массы масла в котле) с таким же количеством уже очищенного масла, тщательно растираем и в таком виде «направляем» сиккатив в котел. При сильном выделении пены уменьшаем загрузку сиккатива и усиливаем перемешивание. Готовую олифу оставляем в покое на 5…12 ч.
Горячий способ. Масло доводят до температуры 170°С, после чего малыми порциями при перемешивании задают в котел сиккатив (1,5…2% от массы масла в котле), предварительно растертый в масле. Добавив весь сиккатив, нагревают масло до 260…280°С (при непрерывном помешивании) и держат эту температуру 4…6 ч (до получения нужной вязкости олифы).
Информация к размышлению
Разогрелось ли масло до температуры 260…280°С, легко проверить, опустив в масло гусиное перо. Если бородки съеживаются, значит, такая температура достигнута.
Для «укрощения» пены рекомендуется влить в котел немного готовой холодной олифы.
Скорость высыхания олифы зависит от вида и количества содержащихся в ней сиккативов (см. таблицу).
Таблица. Влияние сиккатива на скорость высыхания олифы
Сиккатив | Содержание, % (по массе) | Время высыхания, часы |
Резинат марганца Резинат свинца | 1,5 1 | 11 |
Резинат кобальта | 1,5 | 10…20 |
Линолеат марганца | 2 | 30 |
Резинат марганца | 2 | 30…35 |
Примечание. Резинаты и линолеаты — металлические соли смоляных кислот канифоли и жирных кислот льняного масла соответственно.
Ускоряют высыхание олифы окиси некоторых металлов (Mn, Pb, Co, Zn и др.). Так, при содержании в олифе 20% окиси свинца или сурика олифа высыхает через 10…15 ч, но олифа получается темной.
homemade-product.ru
Олифа своими руками из подсолнечного масла
Изготовление олифы из подсолнечного масла в условиях зимовки
«Я начал рыться в книгах, пытаясь отыскать рецепт варки олифы, – у нас было двенадцать бочонков подсолнечного масла, и мне казалось, что его можно будет пустить в дело. В «Морской практике» Васильева было дано лишь крайне отдаленное представление о таком существенном процессе, как варка олифы. И только в случайно затесавшейся в нашу библиотеку брошюрке «Окраска речных судов» удалось найти несколько намеков на то, как изготовляется олифа. Автор этого руководства указывал, что из конопляного масла олифу надо варить на сильном огне в течение четырех часов, прибавляя свинцовый сурик, для того чтобы она быстрее сохла. При этом температура масла поднимается до 300 градусов, и оно становится огнеопасным, – стружка, брошенная в кипящее масло, мгновенно вспыхивает.
Об интересующем нас предмете было сказано всего несколько слов: «Олифу можно варить и из подсолнечного масла». Это хорошо. Но как ее варить?..
Я вызвал Буторина, показал ему книжку и сказал:
– Попробуй, Дмитрий Прокофьевич, сделать так же, как тут написано!..
Боцман внимательно проштудировал пособие и без тени смущения взялся варить олифу, словно он всю жизнь только этим делом и занимался. После нескольких неудачных попыток сварить масло в камбузе боцман установил на льду в 140 метрах от судна камелек, сделанный из пустой железной бочки, вделал в этот камелек небольшой котелок, приладил трубу, и «фабрика Прокофьевича», как прозвали это неказистое сооружение, заработала.
На всякий случай мы решили варить олифу не четыре часа, как сказано в книжке, а шесть. Целый день коптился боцман у своей железной печурки, помешивая кипящее масло в котле. Занятие это было не из веселых: пары подсолнечного масла не отличаются приятным ароматом. К тому же все вокруг камелька таяло, а с неба беспрерывно падали густые хлопья мокрого снега.
Все это можно было бы стерпеть, если бы подсолнечное масло превратилось в подобие олифы. Но эта проклятая жидкость упорно отказывалась сгущаться. К концу дня она оставалась так же жидка и текуча, как в тот час, когда Буторин разжигал огонь в своей железной бочке.
Боцман думал, что во всем виновата «сушка», как маляры называют свинцовый сурик, и увеличивал дозы примеси. Но свинцовый сурик не помогал. Сваренная Буториным олифа могла с таким же успехом применяться для окраски корабля, как и сливочное масло.
После трехдневной возни у камелька боцман пришел в отчаяние. Он потерял всякую надежду на то, что из подсолнечного масла когда-нибудь получится олифа. Но не оставлять же корабль без окраски! Мы прекрасно понимали, что ржавчина нанесет «Седову» непоправимый урон, если мы не покроем облупившиеся борта двойным слоем сурика и черни. Было бы дьявольски обидно после двух-трех лет дрейфа доставить в родной порт вместо корабля груду ржавого железа, пригодного лишь для сдачи в Рудметаллторт.
Я решил, что пора мне самому взяться за опыты. И, хотя у меня было лишь самое смутное представление о технике химических опытов, я довольно храбро перетащил в кают-компанию десяткадва реторт, колб, пробирок, трубок и каких-то штативов, оставленных на корабле экспедицией Гидрографического управления. Отвесив несколько доз подсолнечного масла по 100 граммов, я разлил их по колбам, зажег две спиртовки и начал кипятить упрямую жидкость. Кают-компания временно превратилась в лабораторию.
План был прост: варить масло хоть сто часов – до тех пор, пока из него получится нечто похожее на олифу. Ведь в книге «Окраска речных судов» сказано совершенно ясно: «Олифу можно варить и из подсолнечного масла». Значит, рано или поздно из этого масла должно получиться что-нибудь похожее на олифу!
Пришлось действовать планомерно: одну пробу сварил за четыре часа, вторую за шесть, третью за восемь.
Вся кают-компания пропахла тошнотворным горьковатым запахом масляных паров, хотя я и пытался отводить эти пары за борт через резиновую трубочку, протянутую в иллюминатор.
К концу второго дня опытов даже самые терпеливые члены экипажа, усаживаясь за обеденный стол, угрюмо косились на лабораторию, занявшую всю стойку буфета и маленький столик в придачу. Люди с трудом воздерживались от злых реплик по адресу этого чадного предприятия.
Я сам не меньше других страдал от запаха горелого масла, но твердо решил: не отступать до тех пор, пока не удастся добиться положительных результатов.
На второй день опытов у меня мелькнула мысль: а что, если пустить в ход буторинскую олифу? Может быть, ее стоит покипятить еще денек, и тогда из нее что-нибудь получится?
Дмитрий Прокофьевич извел уже добрый бочонок масла, и теперь на палубе выстроилась целая шеренга бутылей с мутноватой жидкостью, не похожей ни на масло, ни на олифу. Я отлил пробу этой жидкости в пробирку и начал кипятить ее.
Восемь часов спустя жидкость сгустилась и приобрела вязкость.
Как сделать олифу
Я покрыл ею стекло и поставил сушиться. К утру масло начало твердеть.
– Олифа! – заявил Буторин, внимательно следивший за опытами. – Факт, олифа!..
Я не без некоторой гордости собрал свои колбы и реторты, – лаборатория закончила опытный период и передала выработанный ею рецепт в промышленное освоение. Теперь мы могли окрасить не только пароход, но и все торосы на 20 миль в окружности: «фабрика Прокофьевича», обладавшая солидной сырьевой базой, дала бы достаточное количество олифы. Для этого стоило лишь вооружиться терпением и варить масло не четыре, а четырнадцать часов подряд».
Date: 2015-07-24; view: 155; Нарушение авторских прав
Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
олифа
варёное масло
Альтернативные описания
• «масло» в переводе на греческий
• быстровысыхающий состав из растительных масел или жирных смол, употребляемый для изготовления масляных красок, для пропитки деревянных поверхностей
• вареное жидкое масло, употребляемое для изготовления масляных красок
• жидкое масло для отделочных работ
• кипяченое растительное масло для разведения масляных красок
• льняное неочищенное масло
• состав из растительных масел для изготовления масляных красок, для пропитки деревянных поверхностей
• подлива для краски
• пленкообразующее вещество на основе растительных масел
• «масло масляное» в составе красок
• разбавитель красок
• жидкое масло для приготовления масляных красок
• масло для пропитки
• масляная пропитка
• масло для красок
• масло в краске
• сырье для красок
• сырье для изготовления масляных красок
• «масло масляное» в краске
• компонент маслянных красок
• ею разводят маслянные краски
• масло
• компонент краски
• вареное масло
• растительное масло для красок
• основа маслянной краски
• масло для отделочных работ
• основа масляных лаков
• основа натуральных лаков
• основа масляных лаков и красок
• маслянистая основа красок
• основа натуральных красок
• маслянистая жидкость
• раньше ее называли «вареным маслом»
• основа маслянных красок
• ею умасливают доски
• основа масляных красок
• компонент масляных красок
• ею разводят масляные краски
• Разбавитель масляной краски
• Жидкое масло, употребляемое для изготовления масляных красок
• «Масло масляное» в краске
• «масло масляное» в составе красок
• «масло» в переводе на греческий
• ж. (олива, олей) льняное или конопляное, вареное масло, для краски. Олифить что, покрывать олифою. Кровельное железо олифится, чтобы не ржавело. Олифленье ср.
Какая олифа лучше — выбираем из 4 вариантов и применяем на практике
действ. по глаг. Не сусаль, завтра олифить! от золотильного дела; отв. на угрозу: съездить по сусалам
• раньше ее называли «вареным маслом»
Олифа
Когда пишут о растительном масле — говорят, что на нём вредно жарить, потому что оно при высоких температурах превращается в олифу.
Как сделать олифу своими руками
Чем вредна олифа — не очень понятно. Пока — статья о том, что такое олифа и как её готовят. Сейчас, конечно, проще готовую купить, в старину — варили сами.
В некоторых древних рецептах в состав олиф вводится янтарь и прочие смолы, но по современной классификации такие составы относятся к лакам.
Олифы (от греч. — мазь, масло) — плёнкообразующие вещества на основе растительных масел, подвергнутых термической обработке, либо алкидных смол. Олифы хорошо смачивают дерево и металл. Применяются в качестве защитных покрытий, пропиток, основы для натуральных красок, масляных красок и т.п.
Натуральная олифа практически полностью (по ГОСТ — на 97 %) состоит из натурального растительного масла (льняного, реже — подсолнечного, соевого или другого), оставшуюся долю занимает сиккатив. Масло в процессе производства может проходить термообработку с продувкой воздухом или без таковой. Олифа, полученная термообработкой без продувки, называется полимеризованной, с продувкой — окисленной или оксидированной.
Натуральная олифа имеет вид непрозрачной густой маслянистой жидкости чёрно-коричневого цвета со слабым запахом.
Льняная олифа
В старину изготовление олифы производили методом варки льняного масла, получалась олифа льняная. Для этого пригодна любая металлическая посуда и любой способ нагрева — газовая плита, керосинка. Льняное масло может воспламеняться, как вообще любое масло, поэтому при работе с ним следует соблюдать осторожность: заполнять сосуд маслом не более чем на половину объема и нагревать медленно.
Сначала масло выделяет воду (ее выделение прекращается только при 110— 120° С) , образуется пена, особенно если брать свежее льняное масло. Нужно следить, чтобы масло не поднималось выше 160° С. Через 3— 5 часов нагрева льняное масло полностью обезводится, и пена в нем больше образовываться не будет.
Тогда к нему можно начинать добавлять сиккатив (от лат. siccativus — высушивающий) — особые вспомогательные вещества, которые вводятся в масляные краски для ускорения процесса высыхания. В льняное масло сиккатив вводят, чтобы олифа быстрее высыхала.
Добавляют сиккатив по 30—40 г на каждый литр нагретого масла. Введение добавки бурно вспенивает массу, вводить сиккатив надо очень осторожно!, небольшими порциями. Готовую смесь греют еще несколько минут, а потом охлаждают.
Приготовление сиккатива
Для приготовления сиккатива (резината марганца) 100 весовых частей канифоли расплавляют при температуре 150° С. Затем в расплав небольшими порциями добавляют 5 весовых частей перекиси марганца. Эта масса тоже сильно пенится, поэтому каждую следующую порцию окиси марганца следует добавлять только после того, как спала пена от предыдущей добавки. Когда введение перекиси марганца закончено, температуру массы доводят до 190—200° С, после чего варят З-1—4 часа.
Чтобы установить, готов ли сиккатив, каплю массы наносят на стекло: если капля получается прозрачной, сиккатив готов.
В качестве сиккативов используются соединения металлов, таких как кобальт, свинец, марганец, железо, цирконий, литий, стронций. Содержание сиккативов в олифе очень незначительное. Их наличие ускоряет окисление масла за счёт того, что сиккатив активно поглощает кислород воздуха, который и идёт на окисление. Воздействие сиккатива на олифу не прекращается после высыхания, поэтому — покрытие быстро темнеет, становится хрупким. Состав сиккатива существенно влияет на скорость высыхания олифы, так, например, полиметаллические сиккативы дают скорость высыхания, в несколько раз большую монометаллических.
Олифа из подсолнечного масла
Олифа из подсолнечного масла будет хуже, чем из льняного, так как подсолнечное масло — полувысыхающее.
Начинаем с постепенного подогрева масла до 280°С — обратите внимание — гораздо выше, чем для льняного масла. Когда в нем начнут образовываться густые темные хлопья, нагрев прекращают. Затем подсолнечное масло охлаждают, после чего фильтруют через сложенную несколько раз марлю.
К профильтрованному маслу добавляют сиккатив — по 20 г сиккатива на каждый килограмм масла.
Общая информация об олифе
Многие растительные масла под влиянием кислорода, света и теплоты, густеют на воздухе, а в тонком слое «высыхают», превращаясь в полутвердую массу. Это характерное свойство присуще тем растительным маслам, в состав которых входит жирная кислота, называемая линоленовой (льняномасляной). Чем больше содержится её в масле, тем оно обладает большей способностью высыхания. Масла, не содержащие линоленовой кислоты, не высыхают. Наибольшим содержанием глицеридов линолеиновой кислоты отличаются масла: льняное — с содержанием их до 80 % и конопляное — с содержанием до 70 %. Другие масла, как подсолнечное, маковое, ореховое, содержащие от 30 до 50 % глицеридов линолеиновой кислоты, высыхают слабее и медленнее. Растительные масла: сурепное, оливковое и др., содержащие только следы линоленовой кислоты, лишены способности высыхания.
Растительное масло в естественном виде, даже при большом содержании линоленовой кислоты, окисляется очень медленно. Чтобы ускорить высыхание, масло подвергают термообработке с добавлением в его состав соединений металлов (сиккативы). При нагревании в масле разлагаются вещества, замедляющие отвердение, а соли металлов обеспечивают более быстрое окисление. Таким образом получаются олифы — составы, которые в течение 6-36 часов (в зависимости от состава, технологии приготовления и применённых добавок) после нанесения на поверхность превращаются в твёрдую, эластичную плёнку. Большинство современных олиф имеет время высыхания порядка суток.
Исторически олифа применялась для покрытия и пропитки дерева, в качестве основного средства защиты деревянных изделий от влаги, гниения и древесных паразитов. В XX веке, когда появились другие средства защиты дерева, в том числе и более эффективные, применение олифы ограничилось покрытием внутренней деревянной отделки помещений и предварительным покрытием пористых поверхностей под последующую покраску (предварительное покрытие олифой улучшает прилипание краски и снижает её расход за счёт уменьшения впитывания в поверхность). Также олифа применяется в качестве основы для масляных красок, шпатлёвок.
Испытание льняного масла на подмесь канифольного
Смешивают в маленькой бутылочке, при обыкновенной температуре (не ниже 15° С), равные объемы испытуемого льняного масла и азотной кислоты (1,4 уд. веса), хорошо взбалтывают смесь около 1/2 минуты и дают устояться. По отделении масла от слоя кислоты замечаются следующие окрашивания.
Чистое льняное масло даст: верхний слой — светло-коричнево-бурого цвета; нижний слой — бесцветный.
Льняное масло с 5% канифоли даст: верхний слойсветло-коричнево-бурый и нижний слой — соломенно-желтый.
Льняное масло с 12% канифоли даст: верхний слой — темно-оливковый и нижний слойтемносоломенно-желтый.
Льняное масло с 50% канифоли даст: верхний слой — черноватый и нижний слой-светло-оранжевый.
Как сделать олифу классическую в домашних условиях? Какие есть особенности?
Слышала, что олифу можно изготовить дома, на собственной кухне. Используют для этого — масло. Но как происходит сам процесс? Какие масла используют?
Способы приготовления олифы своими руками
Что добавляют? Какие существуют нюансы и особенности?
В начале ответа хотелось бы Вас предостеречь от этого действия.
Не надо варить олифу на кухне. Это крайне опасно вплоть до летального исхода.
Я не пугаю, просто знаю что такое кипящее масло.
Масло, даже очень сильно нагретое, не кипит в классическом понимание, вот в этот момен захочется «сунуть» в тазик палочку и выяснить почему оно не «булькает», через мгновение масло по палочке доберётся до руки, болевой шок и как следствие переворачивание тазика с маслом на себя.
Купленная в магазине, натуральная олифа ни чем не хуже, а если быть откровенным лучше, самодельной.
В прошлом олифу варили только на улице, подальше от детей и прохожих, варили сутки и более.
В общем надо просто пойти и купить, без вариантов.
Масло можно использовать льняное, можно подсолнечное.
Если решили рискнуть продолжаем:
В начале дадим маслу выстояться.
Перемешиваем (пропорции равные) масло и горячую воду.
Оставляем эту смесь на некоторое время.
В итоге у нас окажется три слоя, это масло, вода и тот мусор что был в масле.
Собираем чистое масло, оно нам и нужно для приготовления олифы.
Процесс варки длительный, температура не должна превышать 280-и градусов, на первом этапе разогрева 150-т.
При температуре в 280-т 300-а градусов варим олифу в течении трёх, четырёх часов.
Увидеть что олифа готова, можно по изменению цвета масла, масло приобретёт коричневый оттенок , а самое главное перестанет пениться.
Это ещё не всё, олифа ещё долгое время будет остывать, вот на этой стадии в олифу надо добавить сиккативы (это вещества которые способствуют быстрейшему высыханию олифы, если их не добавлять, олифа будет сохнуть годами).
Сиккатив добавляют в тёплую, но не горячую олифу, пропорция примерно 3% от объёма масла.
Второй вариант:
Размешиваем сиккатив с маслом и добавляем в общую массу при температуре 150-т , 170-т градусов (первый способ удобней).
Вот, собственно и весь процесс, совершенно нет ни чего сложного, но технику безопасности необходимо соблюдать, если в доме есть дети, откажитесь от идеи сварить олифу самостоятельно.
Еще вопросы по вашей теме:
Оставить комментарий
Словарь строителя :: Вопросы по ремонту :: Калькуляторы :: Спецтехника :: Разное
2006 — 2017 © пользовательское соглашение :: связь с администрацией сайта [email protected]
Похожие статьи
shtyknozh.ru
секреты состава и особенности процесса изготовления
Основное предназначение олифы в том, что на ее основе готовятся густотертые масляные и алкидные краски. Также олифа применяется для разведения таких красок, чтобы они пришли в состояние рабочей вязкости. Иногда олифа применяется, чтобы пропитать и прогрунтовать деревянные поверхности, которые впоследствии будут окрашены.
Натуральная олифа готовится не так уж и долго; обычно для этого применяется термообработка или уплотнение. При этом высыхающие масла имеют температуру в 280 градусов. При термообработке может использоваться продувной воздух, но она может обходиться и без него.
В высыхающие масла добавляются сиккаты. Широко используются при изготовлении олифы такие виды масел, как конопляное, льняное или другие рафинированные масла, которые хорошо сохнут. В роли сиккатов чаще всего выступают марганцово-кобальтовые или свинцово-марганцовые линолеаты, иногда – нафтенаты.
Полимеризация масел происходит в стационарных реакторах из стали, оснащенных специальной арматурой, через которую вводятся жидкие сиккативы. Окисленная олифа получается в результате уплотнения конопляного, льняного или иного хорошо сохнущего масла. Его нагревают с продуванием воздухом, и на этом этапе тоже присутствуют сиккативы.
Как приготовить олифу (рецепт)
На двадцать долей льняного масла взять одну часть окиси свинца или глета и столько же свинцового сахара, который представляет собой уксуснокислую окись свинца. Последний элемент нужно растворить в воде.
Если вода имеет комнатную температуру, то воды потребуется две части, если же она будет горячей, то количество воды нужно сократить. Когда свинцовый сахар будет растворен, в эту смесь добавляют глет и тщательно взбалтывают. Та часть глета, которая осталась, должна быть растворена в льняном масле.
Затем в этот раствор добавляется свинцовый сахар, и эта масса размешивается в течение двух часов. Затем масса должна отстояться. После этого на ее поверхность должно выплыть масло, а снизу будет находиться вода, где растворены свинцовые соли. Масло необходимо слить, а воду профильтровать через тканое полотно.
В результате получится прозрачная или светлая олифа. Она будет более жидкой, чем та, которая получается при варении. В такой олифе всегда имеется свинцовые соли. Они не желательны для включения в состав масляных лаков или красок светлых тонов, поскольку свинец неизбежно со временем будет темнеть в результате соединения с сероводородом.
Поэтому иногда намеренно свинец удаляют из состава олифы. Для этого берут раствор серной кислоты (25%-й) и заливают его в олифу. Смесь помешивают на протяжении часа. Можно будет заметить, что олифа помутнела и приняла оттенок молока. Однако спустя какое-то время она снова станет прозрачной, а соли свинца окажутся на дне.
Силиконовому герметику все под силу: удобно, недорого и надежно
Модные детали интерьера: как лучше использовать нишу в стене?
www.609046.ru