Генеральный план — это… Что такое Генеральный план?
См. также категорию: Генеральные планы городов
Генера́льный план (генплан, ГП) в общем смысле — проектный документ, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий. Основной частью генерального плана (также называемой собственно генеральным планом) является масштабное изображение, полученное методом графического наложения чертежа проектируемого объекта на топографический, инженерно-топографический или фотографический план территории. При этом объектом проектирования может являться как земельный участок с расположенным на нём отдельным архитектурным сооружением, так и территория целого города или муниципального района.
Генеральный план населённого пункта
англ. Urban plan, Master plan, Comprehensive plan, City plan Генеральный план — научно обоснованный перспективный план развития города (применительно к старому городу — его реконструкции и дальнейшего развития) или любого другого населенного пункта. Согласно Градостроительному кодексу РФ, является одним из основных документов территориального планирования.
Сроки реализации генерального плана оговариваются в особом документе — плане реализации генерального плана, принимаемом не позднее 3-х месяцев со дня утверждения соответствующего генплана, и составляют, как правило, около 20 лет.[1]
Любой генеральный план содержит аналитический блок и блок проектного предложения. Каждый из них, в свою очередь, включает в себя графические материалы, представленные в виде карт (схем), и текстовую часть. Среди обязательных схем в составе генплана Градостроительным кодексом РФ предусмотрены:
- схема объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах города;
- схема автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов;
- схема использования территории муниципального образования с отображением границ земель различных категорий, иной информации об использовании соответствующей территории;
- схема границ территорий объектов культурного наследия;
- схема границ зон с особыми условиями использования территорий;
- схема границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- схема границ зон негативного воздействия объектов капитального строительства местного значения в случае размещения таких объектов;
- схема планируемых границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон;
- схемы с отображением зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения;
- карты (схемы) планируемых границ территорий, документация по планировке которых подлежит разработке в первоочередном порядке;
- схема существующих и планируемых границ земель промышленности, энергетики, транспорта, связи.
Генеральные планы городов и поселений в различных странах различны по названию, составу, функциям и правовому статусу. Реконструкция, застройка и освоение территорий ряда крупных городов ведётся без какого-то ни было единого документа планирования и зонирования территории
Генеральные планы городов России
Генеральный план (раздел рабочей документации)
англ. Site plan
Генплан архитектурного сооружения в пригороде СтокгольмаГенеральный план территории здания, представляющий собой масштабное изображение проектируемого (реконструируемого) здания, сооружения или комплекса на подоснове со схематичным обозначением входов и подъездов к нему, элементов благоустройства и озеленения на прилегающем участке, транспортных путей. Чаще всего генплан представляет собой вид сверху, но в отдельных случаях совмещается с планом первого этажа (так называемый «вскрытый план») проектируемого здания. Наиболее употребительные масштабы для генпланов 1:2000, 1:500, 1:200. В архитектурном проекте образует самостоятельный раздел
В состав основного комплекта чертежей генерального плана на стадии «рабочий проект» включают:
- общие данные по рабочим чертежам;
- разбивочный план;
- план организации рельефа;
- план земляных масс;
- сводный план инженерных сетей;
- план благоустройства территории;
- выносные элементы (фрагменты, узлы)
См. также
Примечания
Ссылки
dic.academic.ru
Генеральный план — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Документация
Основные инструменты градорегулирования
Типы градостроительных образований
Планировочные единицы
Генера́льный план (генплан, ГП) в общем смысле — проектный документ, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий. Основной частью генерального плана (также называемой собственно генеральным планом) является масштабное изображение, полученное методом графического наложения чертежа проектируемого объекта на топографический, инженерно-топографический или фотографический план территории. При этом объектом проектирования может являться как земельный участок с расположенным на нём отдельным архитектурным сооружением, так и территория целого города или муниципального района.
Генеральный план населённого пункта
Генеральный план — научно обоснованный перспективный план развития города (применительно к старому городу — его реконструкции и дальнейшего развития) или любого другого населенного пункта. Согласно Градостроительному кодексу РФ, является одним из основных документов территориального планирования.
Сроки реализации генерального плана оговариваются в особом документе — плане реализации генерального плана, принимаемом не позднее 3-х месяцев со дня утверждения соответствующего генплана, и составляют, как правило, около 20 лет.
Любой генеральный план содержит аналитический блок и блок проектного предложения. Каждый из них, в свою очередь, включает в себя графические материалы, представленные в виде карт (схем), и текстовую часть. Среди обязательных схем в составе генплана Градостроительным кодексом РФ предусмотрены:
- схема объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах города;
- схема автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов;
- схема использования территории муниципального образования с отображением границ земель различных категорий, иной информации об использовании соответствующей территории;
- схема границ территорий объектов культурного наследия;
- схема границ зон с особыми условиями использования территорий;
- схема границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- схема границ зон негативного воздействия объектов капитального строительства местного значения в случае размещения таких объектов;
- схема планируемых границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон;
- схемы с отображением зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения;
- карты (схемы) планируемых границ территорий, документация по планировке которых подлежит разработке в первоочередном порядке;
- схема существующих и планируемых границ земель промышленности, энергетики, транспорта, связи.
Генеральные планы городов и поселений в различных странах различны по названию, составу, функциям и правовому статусу. Реконструкция, застройка и освоение территорий ряда крупных городов ведётся без какого-то ни было единого документа планирования и зонирования территории[2]. В России, как и во многих странах Запада, генплан как юридический документ носит рекомендательный характер, то есть не является источником градостроительного права. На уровне города, поселения в роли такового выступают правила землепользования и застройки, включающие карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты. По мере перехода страны на рыночные рельсы наблюдается постепенное сокращение сроков действия
Генеральные планы городов России
Генеральный план (раздел рабочей документации)
Генплан архитектурного сооружения в пригороде СтокгольмаГенеральный план территории здания, представляющий собой масштабное изображение проектируемого (реконструируемого) здания, сооружения или комплекса на подоснове со схематичным обозначением входов и подъездов к нему, элементов благоустройства и озеленения на прилегающем участке, транспортных путей. Чаще всего генплан представляет собой вид сверху, но в отдельных случаях совмещается с планом первого этажа (так называемый «вскрытый план») проектируемого здания. Наиболее употребительные масштабы для генпланов 1:2000, 1:500, 1:200. В архитектурном проекте образует самостоятельный раздел
В состав основного комплекта чертежей генерального плана на стадии «рабочий проект» включают:
- общие данные по рабочим чертежам;
- разбивочный план;
- план организации рельефа;
- план земляных масс;
- сводный план инженерных сетей;
- план благоустройства территории;
- выносные элементы (фрагменты, узлы)
См. также
Примечания
Ссылки
wikipedia.green
Генеральные планы поселений: проблемы
Еще к марту 2019 года президент поручал отказаться от генеральных планов поселений. Однако ни это, ни что-то другое не сделано, чтобы решить проблемы с правоприменением генеральных планов поселений.
Саму распространенную проблему можно описать так.
Собственник земельного участка хочет его застроить и извлечь прибыль. Но оказывается, что его разработчиком генерального плана на этом месте запланировано что-то в интересах всего города, например зеленая территория общего пользования или дорога. При этом реализовывать генеральный план никто не торопится, но и землевладельцу спорной территории не дают разрешение на строительство.
Местная власть не дает частнику что-то построить, чтобы потому не пришлось платить за это построенное при изъятии территории для реализации генерального плана.
Землевладелец при этом может пойти двумя путями: или договариваться с властью (что само по себе всегда плохо) и добиваться фрагментарного изменения генерального плана, или идти в суд оспаривать отказ в выдаче разрешение на строительство или сам генеральный план.
1. Что такое генеральный план?
На практике качество принимающихся в регионах России документов оказывается таким, что при неспособности бюджета города построить еще один мост, на генплане может быть запроектировано тринадцать мостов. Размеры стадионов предлагаются сопоставимыми с размерами аэропортов, а дороги рисуются где угодно и как угодно.
Начнем с простого – что такое генеральный план поселения или городского округа. Это основной план развития города, с точки зрения застройки, на котором отражены существующие и планируемые (строящиеся) объекты местного значения (коммунальные сети, дороги, объекты образования, здравоохранения, спорта, объекты утилизации отходов и другое. Также на генплане отражаются границы поселения и обозначены функциональные зоны, то есть зоны застройки, сбалансированные по своему назначению, исходя из потребностей города.
И все же, генеральные планы поселений признаются судебной практикой нормативно-правовым актом, то есть имеет силу закона.
2. Почему фрагментарное изменение генеральных планов не основано на законе?
Большинство генеральных планов поселений было принято в нулевые годы и уже устарело. Законодательство об утверждении генеральных планов изменилось и теперь утверждение генерального плана требует согласования всех уровней власти. Обход этой нормы для органов власти городов нашелся в фрагментарном изменении основного градостроительного документа, как правило, это осуществляется в отношении отдельного земельного участка (территории проекта комплексной застройки).
Изменение генерального плана города в виде частей (фрагментами) незаконно и противоречит здравому смыслу. В соответствии со статьей 23 ГК РФ, подготовка генерального плана поселения осуществляется применительно ко всей территории такого поселения. Генеральный план — это графический нормативный акт. Применение рисунка как закона имеет свои особенности.
Даже при изменении генерального плана в отношении отдельного участка необходимо перерисовывать всю карту. Ведь после изменений такая карта должна отвечать действующим требованиям.
До 2011 года генеральные планы содержали одну общую карту. Теперь генеральные планы должны содержать как минимум три разные карты:
- карта функциональных зон,
- карта планируемого размещения объектов местного значения,
- карта границ населенных пунктов.
Изменение карты функциональных зон хотя бы в отношении одного участка требует изменения всей карты, так как на сегодняшний день существуют совершенно новые виды функциональных зон. Например, все виды жилых зон обобщены в одну, просто «жилую» зону.
Объекты местного значения — это, в первую очередь, линейные объекты (дороги, сети коммунальных ресурсов) и социальные объекты, требующие развитой инфраструктуры (объекты спорта, здравоохранения, образования, полигоны отходов и др). Планирование таких объектов имеет значение для территории большой площади вокруг них. Чтобы запланировать отсутствие таких объектов в отдельных местах города, сначала необходимо точно представить, где такие объекты будут. Таким образом, составление карты планируемого размещения объектов местного значения частями противоречит и ст. 23 Градостроительного кодекса РФ, и здравому смыслу.
Составление карты границ населенных пунктов, согласно той же статье, требует определения геодезических координат таких границ для постановки на учет в ЕГРН. Исходя из этого, против фрагментарного изменения генерального плана поселения возражает и уполномоченный федеральный орган власти.
Согласно Письму Росреестра от 29 марта 2019 г. № 18/1-03158-ВС/19, форма графического описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон, особо охраняемых природных территорий, зон с особыми условиями использования территории утверждена приказом Минэкономразвития России от 23.11.2018 № 650 и представляет собой замкнутый контур. В связи с изложенным, по мнению Росреестра, описание местоположения границ населенных пунктов в отношении границ поселений, городских округов и отдельных населенных пунктов в виде части (частей) не допускается.
Однако, пока прямого запрета на такие изменения нет города, ссылаясь друг на друга, продолжают реализовывать порочную практику фрагментарного изменения генеральных планов.
3. Так как генеральный план не подлежит применению напрямую, оспаривать следует отказ в выдаче разрешения на строительство
Ситуация, когда разрешение на строительство соответствует правилами землепользования и застройки, но не соответствует генеральному плану, распространена. В первую очередь, из-за разности в прочтении Градостроительного кодекса архитекторами и юристами. Для юристов территориальная зона должна буквально повторять название функциональной зоны, для архитекторов генплан — это лишь эскиз проекта. Поэтому составители генеральных планов так отстаивают его произвольность, в первую очередь, при планировании дорог.
Однако, по нашему мнению, пока суды применяют генеральные планы буквально, противоречия между генеральным планом и правилами землепользования не должны ограничивать право частной собственности. В любом случае применению подлежат правила землепользования и проекты планировки территории как специальные нормы по отношению к положениям генеральных планов. Споры должны вестись вокруг приведения в соответствие с генеральными планами этих документов.
Сегодняшняя судебная практика складывается таким образом, что суды указывают на необходимость соответствия правил землепользования генеральным планам, без указания необходимой степени тождественности этих документов.
Так в п. 55 Обзора судебной практики Верховного суда № 3 (2018) указано, что правила землепользования и застройки муниципального образования должны соответствовать генеральному плану этого муниципального образования. В этом деле прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими со дня принятия правил землепользования и застройки муниципального образования в части установления на карте градостроительного зонирования в границах ряда земельных участков территориальной зоны Ж2 (зона с малоэтажной застройкой сезонного проживания) и в границах ряда других земельных участков территориальной зоны Ж1.1 (жилая зона с малоэтажными жилыми домами постоянного проживания с ограниченным или развитым личным подсобным хозяйством). В обоснование заявленных требований указал, что оспариваемое правовое регулирование осуществлено без учета положений генерального плана муниципального образования, согласно которому названные земельные участки расположены в функциональной зоне особо охраняемых природоохранных территорий. Суд иск удовлетворил, сославшись на принцип устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории (ст. 2 ГрК РФ), а также п. 2 ч. 1 ст. 34 ГрК РФ, согласно которому при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются, в том числе с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом сельского поселения.
Суд указал, что из системного толкования положений пп. 2, 5, 6, 7 и 8 ст. 1, ч. 15 ст. 35 ГрК РФ следует, что установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональной зоне.
Важно отметить, что в делах, где предметом разбирательства является законность выданного разрешения на строительство, суды не требуют приведения положений правил землепользования и проектов планировки территорий в соответствии с генеральным планом. Они напрямую применяют генеральные планы.
Примечательно с этой точки зрения дело, рассмотренное в Определении от 24 мая 2018 г. N 18-КГ18-67 , в котором судебная коллегия по административным делам Верховного суда Российской Федерации в кассационном порядке отменила решения нижестоящих судов, отказав в иске о признании незаконным отказа выдать разрешение на строительство.
Суд указал, что, согласно генеральному плану города-курорта Анапа, земельный участок заявителя находится частично на территории зеленых насаждений общего пользования, в том числе объектов спорта, что свидетельствует о несоответствии Правил землепользования и застройки Генеральному плану города-курорта. Принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану городского округа как основополагающему документу территориального планирования, определяющему стратегию градостроительного развития территорий и содержащему в себе долгосрочные ориентиры их развития, определен частью 3 статьи 9, частями 9 и 10 статьи 31, пунктом 2 части 1 статьи 34 Градостроительного кодекса.
Территориальные зоны конкретизируют положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом назначение территории, отнесенной к функциональным зонам. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33 Градостроительного кодекса, внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется при их несоответствии генеральному плану муниципального образования.
Таким образом, сделал вывод суд, генеральный план города-курорта является основополагающим документом территориального планирования, определяющим стратегию градостроительного развития территории в целом, и правила землепользования и застройки не должны ему противоречить. Поскольку одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства является несоответствие разрешенному использованию земельного участка, то заявителю обоснованно отказано в выдаче такого разрешения.
При этом, ошибка судов по нашему мнению в том, что судьи не учитывают, что, согласно ч. 1 ст 51 ГрК РФ, разрешение на строительство подтверждает соответствие проектной документации градостроительному регламенту, проекту планировки территории и проекту межевания территории, разрешенному использованию земельного участка и другим ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (про генеральный план ни слова!).
Согласно ст. 1 ГрК РФ, градостроительный регламент — устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной (не функциональной, как в генеральном плане!) зоны виды разрешенного использования земельных участков, предельные размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения.
Таким образом, нормы, которая прямо связывала бы непосредственно строительство и генеральный план, в Градостроительном кодексе нет. И правильно, потому как генеральный план — стратегический документ и недопустимо, чтобы он ограничивал использование участка из-за планируемой дороги. Никакой обязанности строить «планируемую» дорогу из генерального плана не возникает, а ограничения в использовании участка — налицо.
Кроме того, на рисунке генерального плана нет никаких координат, его положения условны и во многом являются лишь приблизительным планированием развития города.
4. При этом изъятие земельного участка по генеральным планам поселений, принятым до 1 апреля 2015 года, незаконно
Большинство действующих в России генпланов территорий принималось более 10 лет назад. Происходило это после утверждения в 2004 году Градостроительного кодекса РФ. Предполагалось, что их действие будет длиться до 20 лет.
Для реализации генеральных планов поселений необходимо было принятие других документов территориального планирования. В частности, проектов планировки территорий. Именно проекты планировки территории предусматривают размещение объектов общего пользования на ранее застроенной, в том числе и частной, территории. При создании таких объектов — дорог, инженерных сетей — предусматривается изъятие земельного участка.
Но проекты планировки территорий в части основания для изъятия земельного участка имеют ограниченный срок действия. Согласно ч. 12.6 ст. 45 Градостроительного кодекса, он составляет три года для проектов планировки территории, принятых после 1 апреля 2015 года. В силу ч. 3 ст. 56.3 Земельного кодекса, принятой в 2015 году, этот срок также установлен в три года. При этом о сроке действия проектов планировки территорий, принятых до 2015 года, напрямую нигде речи не идет.
Минэкономразвития РФ в письме от 22.07.2019 №Д27и-24719 в ответ на запрос юридического агентства «Кучембаев и партнеры» подтвердило, что правило 3 летнего срока действует и для таких проектов планировки территории, которые приняты до 2015 года. Цитата: «В связи с этим в настоящее время принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения на основании проектов планировки территории, утвержденных до 1 апреля 2015 года, не представляется возможным».
Сейчас этот срок продлен до 6 лет, но так как это произошло только в 2019 году, то , по нашему мнению. шестилетний срок должен применяться только к новым проектам генеральным планам и новым проектам планировки территорий.
5. Выводы
1. Проведенная реформа законодательства четко регламентировала, в каких случаях и в каком порядке документы территориального планирования могут быть основаниями для ограничения прав на земельные участки. Кроме того, согласно нововведениям, генеральные планы, по которым проекты планировки утверждены до 01.04.2015 г., в настоящий момент не могут быть основаниями для изъятия земель, и, следовательно, такие генеральные планы в части размещения планируемых объектов на частных землях не реализуемы принудительным образом.
2. Однако решение вопроса законности разрешения на строительство, соответствующего градостроительному регламенту, отраженному в правилах землепользования и застройки, но не соответствующего положениям генеральных планов, лежит исключительно в плоскости судебной практики. Достаточно того, чтобы суды признали что положения генеральных планов не подлежат непосредственному применению при выдаче разрешения на строительство и определили рамки тождественности между положениями генеральных планов и правил землепользования. В части определения территорий общего пользования применению подлежат проекты планировки территорий.
3. Фрагментарное изменение генеральных планов не основано на законе, не логично и несет коррупционные риски.
В ваших интересах во всех судах страны.
Алмаз Кучембаев
+ 7 960 372 50 10
almazlegal.com
Что входит в генеральный план. Генеральный план
(в ред. Федерального закона от 20.03.2011 N 41-ФЗ)
1. Подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также — генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа.
2. Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа.
3. Генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
4. Положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя:
1) сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение (для объектов местного значения, не являющихся линейными объектами, указываются функциональные зоны), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов;
2) параметры функциональных зон, а также сведения о планируемых для размещения в них объектах федерального значения, объектах регионального значения, объектах местного значения, за исключением линейных объектов.
5. На указанных в пунктах 2 — 4 части 3 настоящей статьи картах соответственно отображаются:
1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:
а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
б) автомобильные дороги местного значения;
в) физическая культура и массовый спорт, образование, здравоохранение, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение твердых коммунальных отходов в случае подготовки генерального плана городского округа;
(в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)
г) иные области в связи с решением вопросов местного значения поселения, городского округа;
2) границы населенных пунктов (в том числе границы образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
3) границы и описание функциональных зон с указанием планируемых для размещения в них объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов) и местоположения линейных объектов федерального значения, линейных объектов регионального значения, линейных объектов местного значения.
6. К генеральному плану прилагаются материалы по его обоснованию в текстовой форме и в виде карт.
7. Материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме содержат:
1) сведения о планах и программах комплексного социально-экономического развития муниципального образования (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов местного значения поселения, городского округа;
2) обоснование выбранного варианта размещения объектов местного значения поселения, городского округа на основе анализа использования территорий поселения, городского округа, возможных направлений развития этих территорий и прогнозируемых ограничений их использования, определяемых в том числе на основании сведений, содержащихся в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, федеральной государственной информационной системе территориального планирования, в том числе материалов и результатов инженерных изысканий, содержащихся в указанных информационных системах, а также в государственном фонде материалов и данных инженерных изысканий;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ)
3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа на комплексное развитие этих территорий;
4) утвержденные документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территориях поселения, городского округа объектов федерального значения, объектов регионального значения, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанных документов территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;
5) утвержденные документом территориального планирования муниципального района сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения на территории поселения, входящего в состав муниципального района, объектов местного значения муниципального района, их основные характеристики, местоположение, характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов, реквизиты указанного документа территориального планирования, а также обоснование выбранного варианта размещения данных объектов на основе анализа использования этих территорий, возможных направлений их развития и прогнозируемых ограничений их использования;
6) перечень и характеристику основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
7) перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа, или исключаются из их границ, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования;
8) сведения об утвержденных предметах охраны и границах территорий исторических поселений федерального значения и исторических поселений регионального значения.
(п. 8 введен Федеральным законом от 30.12.2015 N 459-ФЗ)
8. Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают:
1) границы поселения, городского округа;
2) границы существующих населенных пунктов, входящих в состав поселения, городского округа;
3) местоположение существующих и строящихся объектов местного значения поселения, городского округа;
4) особые экономические зоны;
5) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;
6) территории объектов культурного наследия;
6.1) территории исторических поселений федера
angaraleshoz.ru
Генеральный план — Википедия. Что такое Генеральный план
Документация
Основные инструменты градорегулирования
Типы градостроительных образований
Планировочные единицы
Генера́льный план (генплан, ГП) в общем смысле — проектный документ, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территорий. Основной частью генерального плана (также называемой собственно генеральным планом) является масштабное изображение, полученное методом графического наложения чертежа проектируемого объекта на топографический, инженерно-топографический или фотографический план территории. При этом объектом проектирования может являться как земельный участок с расположенным на нём отдельным архитектурным сооружением, так и территория целого города или муниципального района.
Генеральный план населённого пункта
Генеральный план — научно обоснованный перспективный план развития города (применительно к старому городу — его реконструкции и дальнейшего развития) или любого другого населенного пункта. Согласно Градостроительному кодексу РФ, является одним из основных документов территориального планирования.
Сроки реализации генерального плана оговариваются в особом документе — плане реализации генерального плана, принимаемом не позднее 3-х месяцев со дня утверждения соответствующего генплана, и составляют, как правило, около 20 лет.[1]
Любой генеральный план содержит аналитический блок и блок проектного предложения. Каждый из них, в свою очередь, включает в себя графические материалы, представленные в виде карт (схем), и текстовую часть. Среди обязательных схем в составе генплана Градостроительным кодексом РФ предусмотрены:
- схема объектов электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения в границах города;
- схема автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населенных пунктов;
- схема использования территории муниципального образования с отображением границ земель различных категорий, иной информации об использовании соответствующей территории;
- схема границ территорий объектов культурного наследия;
- схема границ зон с особыми условиями использования территорий;
- схема границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- схема границ зон негативного воздействия объектов капитального строительства местного значения в случае размещения таких объектов;
- схема планируемых границ функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон;
- схемы с отображением зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения;
- карты (схемы) планируемых границ территорий, документация по планировке которых подлежит разработке в первоочередном порядке;
- схема существующих и планируемых границ земель промышленности, энергетики, транспорта, связи.
Генеральные планы городов и поселений в различных странах различны по названию, составу, функциям и правовому статусу. Реконструкция, застройка и освоение территорий ряда крупных городов ведётся без какого-то ни было единого документа планирования и зонирования территории[2]. В России, как и во многих странах Запада, генплан как юридический документ носит рекомендательный характер, то есть не является источником градостроительного права. На уровне города, поселения в роли такового выступают правила землепользования и застройки, включающие карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты. По мере перехода страны на рыночные рельсы наблюдается постепенное сокращение сроков действия[1] и уменьшение градорегулирующей роли генплана в пользу документов более низкого уровня — проектов планировки и межевания.
Генеральные планы городов России
Генеральный план (раздел рабочей документации)
Генплан архитектурного сооружения в пригороде СтокгольмаГенеральный план территории здания, представляющий собой масштабное изображение проектируемого (реконструируемого) здания, сооружения или комплекса на подоснове со схематичным обозначением входов и подъездов к нему, элементов благоустройства и озеленения на прилегающем участке, транспортных путей. Чаще всего генплан представляет собой вид сверху, но в отдельных случаях совмещается с планом первого этажа (так называемый «вскрытый план») проектируемого здания. Наиболее употребительные масштабы для генпланов 1:2000, 1:500, 1:200. В архитектурном проекте образует самостоятельный раздел Генеральный план (ГП). В проектной документации, подлежащей экспертизе, употребляется термин «Схема планировочной организации земельного участка (ПЗУ)» (раздел 2, п.12 Постановления Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. №87).
В состав основного комплекта чертежей генерального плана на стадии «рабочий проект» включают:
- общие данные по рабочим чертежам;
- разбивочный план;
- план организации рельефа;
- план земляных масс;
- сводный план инженерных сетей;
- план благоустройства территории;
- выносные элементы (фрагменты, узлы)
См. также
Примечания
Ссылки
wiki.sc
Генеральный план — о Генплане
Градостроительный кодекс РФ №190 за 2004 год дает следующее определение: «Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий городских и сельских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию». В дальнейших редакциях кодекса это определение понемногу исчезает. В ГрК РФ 2015г. в первой статье — ‘Основные понятия, используемые в настоящем Кодексе’ уже определения Генеральному плану нет. Далее по тексту ГрК мы встречаем словосочетание Генеральный план уже только в 23 статье.Генеральные планы территорий или их участков различаются в зависимости от того к какой сфере деятельности или отрасли хозяйства будет относиться будущий объект проектирования. В настоящее время я не встречал какой либо обобщенной информации по поводу того, чем и как различаются генпланы, как их можно классифицировать, каков критерий их коренных отличий при проектировании, каковы их характерные отличительные атрибуты. Чем именно отличается решения по генплану жилого многоэтажного дома от решений присущих, скажем проектированию школы или проектированию торгового центра. Вопросов много, а ответов мало. Для кого-то может это вовсе и не вопрос, а для кого-то ответ сразу очевиден. Поэтому в этой статье я проведу свой обобщённый анализ групп генеральных планов. Прошу не принимать нижеизложенную информацию, как учебное пособие или некую научную деятельность. Я лишь преследую цель по систематизации своего опыта и своих размышлений.
И так, прежде всего, я выделю три основные группы генеральных планов: это генпланы гражданского сектора, промышленных предприятий и сельхоз отрасли (агропромышленный комплекс). Под объектами гражданского сектора я понимаю совокупность зданий жилого и общественного назначений.
Генпланы жилого сектора включают в себя: проектирование участков территорий для зданий с постоянным пребыванием людей. Также в этой группе можно выделить и проекты планировки территорий (далее ППТ), которые в свою очередь обхватывают масштабы большего порядка нежели отдельные жилые кварталы или участки под жилой комплекс. К ППТ относится проектирование городов, микрорайонов, сельских поселений с внутренней инфраструктурой и связью с внешней.
К генпланам общественного типа относятся объекты коммунального назначения, спорта, торговли и оказания услуг, т.е. все здания и сооружения соцкультбыта.
К промышленным предприятиям относятся площадки следующих сфер производств: химические объекты и производства, металлургические, машиностроительные и металлообрабатывающие объекты и производства, добыча руд и нерудных ископаемых, строительная промышленность, обработка древесины, текстильные промышленные объекты и производства легкой промышленности, обработка животных продуктов, промышленные объекты и производства по обработке пищевых продуктов, микробиологическая промышленность, топливно-энергетического производства, канализационные очистные сооружения, склады, причалы и места перегрузки и хранения грузов, сооружения санитарно-технические, транспортной инфраструктуры.
К сельхоз отрасли относятся предприятия (фермы) по выращиванию мяса птиц, мяса животных, производства молока, обработка сельхоз угодий, тепличные и парниковые хозяйства, хранилища фруктов, овощей, картофеля, зерна и т.п, другими словами это объекты и производства агропромышленного комплекса и малого предпринимательства.
Получается следующая блок-схема:Работая генпланистом я сделал для себя некоторые выводы по поводу своих функций, так как часто приходилось оспаривать некоторые возложенные на меня обязанности. По большей степени это касалось вида проектных работ. Наверное из вас многие сталкивались с тем, что на ваш взгляд вам давали не профильную работу. Это из разряда «ну эту работу больше некому делать, а тебе вроде как она ближе всего подходит, так что делай» или такой еще мотивацией «до тебя наш сотрудник всегда так делал» или наконец так «вот тебе новая работа, нам надо срочно». Я думаю вы сейчас немного посмеялись, забавно да? Я уверен, что это касалось не только проектировщиков генпланов. Некомпетентность управленческих кадров иногда зашкаливает. Но что поделать, таковы реалии нашей проектной работы, особенно, если штат проектировщиков не многочислен. И так, подведу небольшой итог моей полемике: запомни, генпланист, наша работа по проектированию генплана заключаются в том, что бы ответить на 2 вопроса: ЧТО и ГДЕ размещается, а на вопросы КАК и ЧЕМ это строить отвечают специалисты ПОС, АС, КР или ППР. Есть еще «ПОЧЕМУ и КОГДА» эти вопросы частично относятся к нам, но в большей степени к технологам, если идет речь о промплощадках. Не поддавайтесь на упомянутые мной «мотивации», защищайте свои должностные функции, а то не долек тот день, когда мы начнем писать в пояснительной записке сколько нам нужно экскаваторов, чтобы выкопать корыто для проезда.
И так, продолжим. Расскажу вам о проблеме с отмосткой. От меня часто требовали, чтобы я разрабатывал конструкцию отмостки и указывал всю информацию, касающуюся её у себя на чертежах. Наверное, для тех, кто это говорил мне, аргументом являлось то, что это покрытие. Странно, не правда ли? Я убежден, что по определению отмостка это элемент конструкции здания, к таким же элементам относятся и пандус, ступени, козырьки, навесы. Их непременно разрабатывают инженеры строители, будь то архитекторы, будь то конструкторы, но ни как не генпланисты. Поэтому, кто вам будет утверждать обратное, тот не разобрался в этом вопросе или не хочет этого делать вовсе. Генпланистам для подсчета баланса территории нужна площадь отмостки, мы её подсчитываем и сводим в таблицу. Вот и вся наша история про отмостку. Да, мы можем показать у себя на чертежах её конструкцию, но выдать нам её должны наши коллеги строители и точка.
Еще хочу добавить про ограждение территории. В принципе это такая же тема как и про отмостку. Единственное, что следует учитывать при проектировании ограждения участка, будь он огромный или маленький, это кратность длинны ограждения. Помните, что если оно собирается из панелей, а не сеткой по столбам, то пообщайтесь со строителями и уточните у них типоразмер одного звена, чтобы не дробить стандартную панель, допустим 3-х метровую, на более мелкие панели, типа 1,3м или 2,2м. Т.е. у вас должны получатся длины сторон по ограждению порядка 12м, 27м или 90м.
Баланс территории участка выполняется на стадии Проектной документации (ПД) и представляет собой сводную таблицу показателей по генплану. Располагается такая таблица на листе ПЗУ и может также быть расположена в пояснительной записке в разделе «Технико-экономические показатели земельного участка». Для чего она нужна? — для проверки вами и экспертом количественных показателей застройки территории участка в рамках её границы, т.е. это внутриплощадочные показатели. Но вам никто не мешает, при наличие таковых, вносить в неё и внеплощадочные показатели территории — площадь внешнего озеленения, площадь подъездной дороги, площадь тротуаров и т.п. Почему баланс? — потому что площадь вашего участка по ГПЗУ в итоге должна совпадать с суммой ваших показателей по генплану.
Какие это показатели:
1. Площадь застройки участка, кв.м.
2. Площадь проездов, кв.м.
3. Площадь тротуаров, кв.м.
4. Площадь газонов, кв.м.
5. Площадь отмостки, кв.м.
6. Площадь детских площадок, кв.м.
7. Иная площадь по проекту, кв.м.
…как вы понимаете сумма всех этих показателей в итоге сложится в площадь участка. Также вы можете внести туда и коэффициент застройки, количество погонных метров бортовых камней, площадь цветников, количество высаженных новых деревьев и внеплощадочные показатели. Как именно оформить вам такую таблицу решать вам, главное чтобы было понятно вам и эксперту. ГОСТа на такую таблицу нет.
to be continued…
genplan.ucoz.net
ТД1-1 — зона многофункциональной общественно-деловой застройки на территории исторически сложившихся районов города и исторических пригородов с включением объектов жилой застройки и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием основной функции данной зоны. ТД1-1_1 — подзона многофункциональной общественно-деловой застройки на территории исторически сложившихся районов города, с включением объектов жилой застройки и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием основной функции данной зоны. ТД1-2 — зона многофункциональной общественно-деловой застройки в периферийных и пригородных районах города с включением объектов жилой застройки и объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием основной функции данной зоны. ТД1-2_1 — общественно-деловая зона объектов многофункциональной общественно-деловой застройки и жилых домов, расположенных на территории периферийных и пригородных районов Санкт-Петербурга, с включением объектов инженерной инфраструктуры. ТД1-2_2 — подзона размещения объектов многофункциональной общественно-деловой застройки в периферийных и пригородных районах города, расположенных вне зоны влияния Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга и вылетных магистралей, с включением объектов жилой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры. ТД2-1 — зона специализированных общественно-деловых объектов на территории исторически сложившихся районов города и исторических пригородов, с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием основной функции данной зоны. ТД2-1_1 — подзона специализированных общественно-деловых объектов на территории исторически сложившихся районов города, с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием основной функции данной зоны. ТД2-1_2 — подзона специализированных общественно-деловых объектов на территории исторических пригородов, с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием основной функции данной зоны. ТД2-2 — зона специализированных общественно-деловых объектов в периферийных и пригородных районах города, с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием основной функции данной зоны. ТД1-2 — зона многофункциональной общественно-деловой застройки в периферийных районах города, с включением объектов жилой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием основной функции данной зоны. ТИ4 — зона объектов водного транспорта, с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием основной функции данной зоны. ТПД1 — зона объектов производственного, складского назначения, инженерной инфраструктуры IV и V классов вредности, с включением объектов общественно-деловой застройки, связанных с обслуживанием основной функции данной зоны. ТПД1_1 — подзона размещения объектов производственного, складского назначения, инженерной инфраструктуры IV и V классов опасности, расположенных на территории исторически сложившихся районов города, с включением объектов общественно-деловой застройки, связанных с обслуживанием объектов данной зоны. ТПД1_2 — подзона размещения объектов производственного, складского назначения, инженерной инфраструктуры IV и V классов опасности, в периферийных и пригородных районах города, расположенных вне зоны влияния Кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга и вылетных магистралей, с включением объектов общественно-деловой застройки, связанных с обслуживанием объектов данной зоны. ТПД1_3 — подзона размещения объектов производственного, складского назначения, инженерной инфраструктуры IV и V классов опасности, в периферийных и пригородных районах города, расположенных в зоне влияния КАД вокруг Санкт-Петербурга и вылетных магистралей, с включением объектов общественно-деловой застройки, связанных с обслуживанием объектов данной зоны. ТПД2 — зона объектов производственного, складского назначения, инженерной инфраструктуры II и III классов вредности, с включением объектов общественно-деловой застройки, связанных с обслуживанием основной функции данной зоны. ТУ — зона городских скоростных дорог, магистралей непрерывного движения, магистралей городского значения и основных магистралей районного значения, с включением объектов инженерной и транспортной инфраструктур, а также с размещением объектов основных видов разрешенного использования смежных территориальных зон, с учетом требований стандартов и технических норм безопасности дорожного движения, экологической безопасности, строительства и эксплуатации автомобильных дорог. ТИ1-1 — зона объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, коммунальных объектов, объектов санитарной очистки, с включением складских и производственных объектов IV и V класса вредности. ТИ1-2 — зона объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, коммунальных объектов, объектов санитарной очистки, с включением складских и производственных объектов II и III класса вредности. | И2 — зона объектов воздушного транспорта, с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны. И3 — зона объектов железнодорожного транспорта, с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны. И4 — зона объектов водного транспорта, с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны. ТИ2 — зона объектов воздушного транспорта, с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием основной функции данной зоны. ТИ3 — зона объектов железнодорожного транспорта, с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием основной функции данной зоны. ТИ4 — зона объектов водного транспорта, с включением объектов общественно-деловой застройки и инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием основной функции данной зоны. ТС1 — зона сельскохозяйственных угодий. ТС2 — зона производственных объектов сельскохозяйственного назначения, с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием основной функции данной зоны. Р0 — зона спортивных сооружений и пляжей, с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны. Р1 — зона лесов и лесопарков. Р2 — зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования, с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений. включая плоскостные спортивные сооружения. Р3 — зона объектов отдыха, спорта, досуга и развлечений, туризма и санаторно-курортного лечении, гостиниц и пансионатов, дачного фонда, с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны. Р4 — зона дворцово-парковых комплексов и исторических парков. Р5 — зона зеленых насаждений, выполняющих специальные функции, с включением объектов, допустимых в соответствии с действующим законодательством. ТР0-1 — зона пляжей и водного спорта. ТР0-2 — зона спортивных сооружений с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны. ТР1 — зона лесов и лесопарков. ТР2 — зона зеленых насаждений общего и зеленых насаждений ограниченного пользования, с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране зеленых насаждений. включая плоскостные спортивные сооружения. ТР3-1 — зона объектов отдыха, спорта, досуга и развлечений, с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны. ТР3-2 — зона объектов туризма и санаторно-курортного лечении, гостиниц и пансионатов, дачного фонда, с включением объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны. ТР4 — зона дворцово-парковых комплексов и исторических парков, с включением объектов, допустимых в соответствии с законодательством об охране объектов культурного наследия. ТР5-1 — зона зеленых насаждений, выполняющих специальные функции на территории водоохранных зон, с размещением объектов основных видов разрешенного использования смежных территориальных зон, допустимых в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации. ТР5-2 — зона зеленых насаждений, выполняющих специальные функции на территории санитарно-защитных зон, с размещением объектов основных видов разрешенного использования смежных территориальных зон. ТР5-3 — зона зеленых насаждений, выполняющих специальные функции на территории зон охраны источников питьевого водоснабжения, с размещением объектов основных видов разрешенного использования смежных территориальных зон, допустимых в соответствии с действующим законодательством. К1 — зона кладбищ, крематориев. К2 — зона объектов размещения отходов производства и потребления. К3 — зона военных и иных режимных объектов, с включением объектов общественно-деловой и жилой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны. ТК1 — зона кладбищ, крематориев. ТК2 — зона объектов размещения отходов производства и потребления и объектов санитарной очистки. ТК3 — зона военных и иных режимных объектов, с включением объектов общественно-деловой и жилой застройки, а также объектов инженерной инфраструктуры, связанных с обслуживанием данной зоны. |
www.zemvopros.ru